|
Форум @ BelAstro.Net Форум белорусской любительской астрономической сети
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Pova
Модератор
Зарегистрирован: 10.07.2007
Сообщения: 1798 Благодарности: 15
|
Добавлено: Вт Ноя 03, 2015 22:07 Заголовок сообщения: |
|
|
Как-то по субботам пока не получается, но с Витом мы тему немного помусолили факультативно.
Общая мысль - больше драйва и фана, поменьше закапываться в нюансы.
Проект интересен, если каждый раз физически испытывается какая-нибудь штуковина, поэтому мега-задача дробится на десятки промежуточных, решение которых и приносит удовлетворение.
По самому проекту. Основная идея - должна быть какая-то новизна, весь интерес в решении различных задач. Просто снимать фото/видео - не интересно.
Из материалов крайнего запуска удалось склеить панорамку - http://www.forum.belastro.net/viewtopic.php?p=34195#34195
После этого как-то сама собой возникла идея целенаправленно получать сферические панорамы в полёте силами одной камеры.
Рабочий прототип, кстати, многое что умел. Напомню, что по ходу движения проекта мы отказались от абсолютной ориентации - тяжело реализовать, большие проблемы с отладкой. Более простая в реализации идея - закрутка с контролируемой угловой скоростью аппарата с серийной съёмкой (не должно быть значимого смаза изображения), которая бы покрывала с перехлёстом 360 градусов по горизонтали. Затем поворот камеры по вертикали и повторение круговой съёмки. http://www.forum.belastro.net/viewtopic.php?p=40846#40846
Сейчас прошло уже много времени, и старенькую мыльницу запускать смысла нет - тяжелая, поле зрения небольшое, видео только 640*480.
Сейчас можно даже замахнуться на панорамное видео - таки да, теперича доступны лёгкие экшн-камеры с широкоугольными объективами.
Вопрос: у кого есть на руках дешевые китайские камеры? У меня есть SJ4000, могли бы сравнить в равных условиях.
Соответственно, раз камера более лёгкая, можно установить несколько камер и отказаться, к примеру, от поворота камеры в вертикальной плоскости. Две камеры позволят, по идее, перекрыть 2/3 сферы. (у кого ещё есть SJ4000?).
Далее. Мне покоя не даёт возможность запустить зонд в полу-управляемый дрейф на высоте15-18 км (может и выше, но есть нюанс с GPS). Бонусов сразу пучок:
-увеличение полезного времени аэросъёмки (потенциально в десятки раз)
-увеличение допустимой массы зонда (оболочка не разрывается на такой высоте)
-увеличение выживаемости оборудования (возможность мягко посадить зонд на землю, спустив газ)
-больше времени на выход на связь для GPS-трекера (скорость снижения может быть в десятки раз меньше)
Это может быть реализовано путём использования управляемого клапана, который, к примеру, начиная с высоты 15 км (это выше коридоров подавляющего большинства пассажирских самолётов) начнет стравливать газ, при этом отслеживается вертикальная динамика движения. Скажем, при достижении вертикальной скорости 0,5 м/с клапан оставляется в покое: за час дрейфа при такой скорости подъёма высота возрастёт на 1,8 км.
После выполнения программы (отсечка или по времени дрейфа, или по GPS - бортовой комп парсит NMEA и при удалении от места старта на расстояние свыше, скажем, 200 км) опять открываем клапан и совершаем мягкую посадку.
Разумеется, помимо аэросъёмки можно попутно сделать много всего полезного, задумок вагон)
Но чтобы это всё опять не скисло, предлагаю такую форму развлечений:
- в каждую сходку мы не менее 50% времени отдаём (по возможности, конечно) натурным испытаниям прототипов.
- для этого к следующей дате собрания все делают домашнее задание: программирование, конструктив, и проч.
Небольшой анонс: так как полёт зонда будет скорей всего в конце весны - начале лета (не раньше), то до этого мы запустим несколько небольших тестовых сетапов. Для этого я предлагаю приобрести оболочки меньшего размера, массой 100г - 200г.
Также попросим помочь наших пилотов квадрокоптеров (уровня DJI Phantom II и выше) для отладки электроники: это будет вдвое веселее плюс позволит протестировать 95% всей электроники.
Хватит сидеть уткнувшись в мониторы!
Ггядёт геволюция, товагищи!
_________________ Владимир
[img:f45f24a24c]http://baf.belastro.net/static/going_baf.jpg[/img:f45f24a24c]
[img:b2f591ea1d]http://baf.belastro.net/static/going_baf.jpg[/img:b2f591ea1d]
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Deimos
Site Admin
Зарегистрирован: 10.07.2007
Сообщения: 6184 Благодарности: 75
|
Добавлено: Вт Ноя 03, 2015 23:30 Заголовок сообщения: |
|
|
Как-то идею управляемого дрейфа я не слишком поддерживаю...
_________________ Алексей
Профи-диванщик с опытом, есть диплом А4 в рамке.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Yahor
ЛА
Зарегистрирован: 21.04.2012
Сообщения: 426 Благодарности: 14
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Pova
Модератор
Зарегистрирован: 10.07.2007
Сообщения: 1798 Благодарности: 15
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Pova
Модератор
Зарегистрирован: 10.07.2007
Сообщения: 1798 Благодарности: 15
|
|
Вернуться к началу |
|
|
MarsianskiAlien
ЛА
Зарегистрирован: 05.03.2009
Сообщения: 1030 Благодарности: 12
|
Добавлено: Ср Ноя 04, 2015 00:12 Заголовок сообщения: |
|
|
Deimos писал(а): | Как-то идею управляемого дрейфа я не слишком поддерживаю... |
Аргументы?
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Lupus
RadioAdmin
Зарегистрирован: 10.07.2007
Сообщения: 4337 Благодарности: 100
Откуда: Minsk, Belarus
|
Добавлено: Ср Ноя 04, 2015 00:55 Заголовок сообщения: |
|
|
Да, хотелось бы услышать аргументы Лёши.
Следует сразу понять, что с имеющимися оболочками мы не достигнем высоты более 29 км -- в редких случаях 600 г оболочки долетают до 31 км, подавляющее большинство гибнет на высотах 28-29 км. Можно попытаться повыше, но для этого оболочки на старте нужно надуть ниже оптимума, что снижает грузоподъёмность, т.е. зонд будет лететь выше 30 км дольше не только потому, что выше, но и потому что для него 500-600 г будет в районе лимита, а при нормальном наполнении 550 г -- это половина лимита, т.е. есть запас и зонд быстро летит вверх.
Стравливанием воздуха позволяет замедлить подъём.
Кстати, мы летом купили GPS-плату за $12 на Ublox 6-M, так она мелкая, лёгкая и у неё потолок по высоте 50 км -- можно поставить второй GPS на борт и парсить данные с него, освободив трекер под его основную задачу -- передавать координаты на сервер и логировать их на свою карточку (на всякий случай).
Чтобы в очередной раз не увязнуть в реализации зонда, предлагаю следующие два простых принципа:
1). Сначала делаем минимальный конструктив и полностью его отлаживаем.
2). Когда минимальный конструктив готов к полёту, добавляем к нему опции в порядке интереса/важности. Если удаётся его сделать и он исправно работает, то такая версия становится новым минимальным конструктивом и переходим к п.1. или прямо так и запускаем.
В частности, на мой взгляд, исходный минимальный конструктив -- это Arduino парсит данные с GPS и сохраняет их в бортовой памяти на SD, камера снимает, управляемая через Arduino. Всё, никаких датчиков, часов и т.д. Пока у нас не будет работать этот "базовый пакет" ни о каких апдейтах говорить смысла нет, иначе снова будем буксовать. А дальше можно составить список желаемых апдейтов -- управление электромагнитным клапаном оболочки зонда, поворот платформы с определением ориентации, датчики давления, температуры, фотометр, передатчик телеметрии и всё, что придёт на ум. И выбирать из него голосованием те, что наиболее актуальны в первую очередь. Так мы всегда сможем остановится на каком-то этапе, который сложно реализовать, либо уже нет времени.
_________________
_________________________________________________
"Вит, cкоро Геминиды!" (с) Pova
"Познавший себя -- собственный палач." (с) Ф. Ницше
"Просто я живу на улице Ленина
И меня зарубает время от вре-ме-ни..." (с) Ф. Чистяков
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Deimos
Site Admin
Зарегистрирован: 10.07.2007
Сообщения: 6184 Благодарности: 75
|
Добавлено: Ср Ноя 04, 2015 10:23 Заголовок сообщения: |
|
|
Хорошо, аргументы.
1. Резкое снижение надёжности. Отказ любой из составных частей в процессе дрейфа приводит к провалу миссии с потерей всего оборудования.
2. Увеличение энергоёмкости полёта, и, соответственно, массы батарей и всего зонда.
Lupus писал(а): | В частности, на мой взгляд, исходный минимальный конструктив -- это Arduino парсит данные с GPS и сохраняет их в бортовой памяти на SD, камера снимает, управляемая через Arduino. Всё, никаких датчиков, часов и т.д. Пока у нас не будет работать этот "базовый пакет" ни о каких апдейтах говорить смысла нет, иначе снова будем буксовать. |
Ты сейчас назвал 90-95% работы по разработке бортового ПО, притом отрезал очень важную часть системы реализации программы полёта - часы реального времени (это кстати резерв на случай, если не получится поднять обмен с GPS, ибо там не всё тривиально)
_________________ Алексей
Профи-диванщик с опытом, есть диплом А4 в рамке.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
MarsianskiAlien
ЛА
Зарегистрирован: 05.03.2009
Сообщения: 1030 Благодарности: 12
|
Добавлено: Ср Ноя 04, 2015 10:38 Заголовок сообщения: |
|
|
Deimos писал(а): | Хорошо, аргументы.
1. Резкое снижение надёжности. Отказ любой из составных частей в процессе дрейфа приводит к провалу миссии с потерей всего оборудования.
|
Риск потери оборудования никак не больше, чем в обычном случае - ему все равно падать, а рано или поздно - какая разница )))) Надежность: добавляется, по большому счету, логика клапана и вычисление расстояния для отсечки. Не так и много, на первый взгляд. Остальное и без этого придется реализовывать.
Deimos писал(а): |
2. Увеличение энергоёмкости полёта, и, соответственно, массы батарей и всего зонда.
|
Сложно не согласиться, но хотелось бы цифр. А можно расчёт: насколько дольше будет полет в режиме полууправляемого дрейфа, по сравнению с обычным? Сколько времени занимал в прошлый раз отрезок подъема с 18 до 30? Можно посчитать, насколько больше запаса энергии понадобится, ведь время подъема выше 18 можно использовать как время дрейфа. Или там все очень быстро, что можно и пренебречь - я просто не помню ))
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Deimos
Site Admin
Зарегистрирован: 10.07.2007
Сообщения: 6184 Благодарности: 75
|
Добавлено: Ср Ноя 04, 2015 10:42 Заголовок сообщения: |
|
|
Риск в том, что улететь может далеко.
_________________ Алексей
Профи-диванщик с опытом, есть диплом А4 в рамке.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Deimos
Site Admin
Зарегистрирован: 10.07.2007
Сообщения: 6184 Благодарности: 75
|
Добавлено: Ср Ноя 04, 2015 10:43 Заголовок сообщения: |
|
|
Всё-таки предлагаю разобраться с энергетическми возможностями зонда. Какие батареи использовать будем, какая масса штуки и сколько энергии в ней сидит?
_________________ Алексей
Профи-диванщик с опытом, есть диплом А4 в рамке.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
MarsianskiAlien
ЛА
Зарегистрирован: 05.03.2009
Сообщения: 1030 Благодарности: 12
|
Добавлено: Ср Ноя 04, 2015 10:48 Заголовок сообщения: |
|
|
Deimos писал(а): | Риск в том, что улететь может далеко. |
Так ты оптимист! ))) Не переживай - что-нибудь да откажет )))
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Pova
Модератор
Зарегистрирован: 10.07.2007
Сообщения: 1798 Благодарности: 15
|
Добавлено: Ср Ноя 04, 2015 13:32 Заголовок сообщения: |
|
|
Deimos писал(а): | Риск в том, что улететь может далеко. |
Так это не риск, это цель). Имхо, километров 200-300 на восток было бы оптимально.
Энергетические возможности широкие, если будем дрейфовать. Вот калькулятор: http://habhub.org/calc/
тренироваться можно и на маленьких шариках. Даже 200-граммовая оболочка (а у нас 600-граммовые) может поднять 1,5 кг на высоту свыше 20 км.
Так что лития можно взять столько, сколько нужно. Думаю, надо плясать от обратного: сделать замеры по среднему энергопотреблению системы (скажем, за 30 минут работы), потом прикинуть требуемое количество литиевых батарей.
_________________ Владимир
[img:f45f24a24c]http://baf.belastro.net/static/going_baf.jpg[/img:f45f24a24c]
[img:b2f591ea1d]http://baf.belastro.net/static/going_baf.jpg[/img:b2f591ea1d]
|
|
Вернуться к началу |
|
|
awaddon
ЛА
Зарегистрирован: 09.09.2014
Сообщения: 383 Благодарности: 13
Откуда: Минск
|
Добавлено: Ср Ноя 04, 2015 14:56 Заголовок сообщения: |
|
|
Так мы ограничены шестьюстами граммами, или нет? Если нет, то я опять поднимаю вопрос по замене ардуинки чем-нибудь более производительным, чтобы нормально считать положение по данным компаса, акселлерометра и системы позиционирования.
Что касается камер и коптеров, то емеется целых две Xiaomi Yi, правда работает только одна. Ну и VLtoys 262, который с горем пополам ее поднимает.
Еще есть такой вопрос: не получится ли шлейф камеры греть чем-нибудь типа нихромовой нити?
Deimos писал(а): | ... часы реального времени (это кстати резерв на случай, если не получится поднять обмен с GPS, ибо там не всё тривиально) |
Есть мнение, что без связи со спутниками затея в принципе теряет смысл, ибо без этого мы не сможем найти модуль после посадки. Без спутников, чисто на МЭМС, система ориентации сможет работать буквально пару минут, а дальше пойдет вразнос. Предлагаю считать, что часы у нас есть по умолчанию из GPS-приемника.
_________________ 13065 EQ2, 2001 EQ5
----------------------------
[img:5777be911e]http://baf.belastro.net/static/going_baf.jpg[/img:5777be911e]
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Deimos
Site Admin
Зарегистрирован: 10.07.2007
Сообщения: 6184 Благодарности: 75
|
Добавлено: Ср Ноя 04, 2015 15:25 Заголовок сообщения: |
|
|
Согласен. Либо ещё один GPS модуль в нагрузку к ардуине, либо часы реального времени. Считаем варианты взаимозаменяемыми.
_________________ Алексей
Профи-диванщик с опытом, есть диплом А4 в рамке.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Lupus
RadioAdmin
Зарегистрирован: 10.07.2007
Сообщения: 4337 Благодарности: 100
Откуда: Minsk, Belarus
|
Добавлено: Ср Ноя 04, 2015 16:47 Заголовок сообщения: |
|
|
Если будем посылать в дрейф, то 600 г не ограничены, НО! Время достижения высоты разрыва оболочки (28-29 км) будет исчисляться часами -- см. картинку в аттаче, которая отличается от предыдущей, т.к. там закладывалась высота 31,5 км. Вообще, с этими графиками нужно ещё разбираться -- там много настроек, моделей оболочек и т.д. Но ощий смысл понятен.
К примеру, "Аэрапогляд" долетел за 97 минут до разрыва оболочки и потом ещё 48 минут падал в парашютом, отлетев от старта на 105 км. По новому графику 540 грамм полезной нагрузки должны были подняться за 92 минуты, что отлично согласуется с реальностью. Вот отсюда и исходим -- если взлетаем со скоростью 4 6 м/c, а падаем с 3 м/с, и улетаем на 100 км за 2 с лишним часа, то дрейфовать долго получится, если зонд не будет сильно перегружен, когда долетим до 16-18 км, вот тогда и начнём стравливать гелий и выходить на медленный подъём.
Цитата: | Либо ещё один GPS модуль в нагрузку к ардуине, либо часы реального времени. Считаем варианты взаимозаменяемыми. |
Так я ж писал, что новый GPS может отслеживать высоту до 50 км. Его Arduino будет опрашивать и логировать данные. Кстати, второй GPS хорош ещё вот для чего: мы не знаем, "отлипнет" ли GPS трекера после превышения 18 км (пусть и случайного превышения) -- если нет, то его можно будет ребутнуть автоматом по команде Arduino при уведомлении со второго GPS, что зонд снизился ниже 17 км и трекер должен работать.
Цитата: | Резкое снижение надёжности. Отказ любой из составных частей в процессе дрейфа приводит к провалу миссии с потерей всего оборудования. |
С чего бы это?! Оболочка всё равно упадёт, надо только роуминг на SIM-карте трекера подключить. Если откажет клапан, то придётся ехать в Смоленскую область. Скорость сноса зонда на восток при спуске на парашюте составляет около 15-30 км/ч по модели, из этого и нужно исходить и иметь запас.
Цитата: | Всё-таки предлагаю разобраться с энергетическми возможностями зонда. Какие батареи использовать будем, какая масса штуки и сколько энергии в ней сидит? |
Как это можно сделать заранее, интересно? Верхний разумный предел массы нагрузки -- грамм 900, за 30 минут такой зонд поднимется на 16 км, а дальше -- дрейф. Если не входить в дрейф, то он достигнет высоты разрыва через 1,5 часа после достижения 16 км, т.е. через 2 часа со времени старта.
Описание: |
Время достижения зонда высоты разрыва оболочки (29 км) при разной массе полезной нагрузки. Масса оболочки 600 г, заполнена гелием. Диаметр разрыва 6,02 м. |
|
Размер файла: |
23.2 KB |
Просмотрено: |
4816 раз(а) |
Время достижения зонда высоты разрыва оболочки (29 км) при разной массе полезной нагрузки. Масса оболочки 600 г, заполнена гелием. Диаметр разрыва 6,02 м. »»»
|
_________________
_________________________________________________
"Вит, cкоро Геминиды!" (с) Pova
"Познавший себя -- собственный палач." (с) Ф. Ницше
"Просто я живу на улице Ленина
И меня зарубает время от вре-ме-ни..." (с) Ф. Чистяков
Последний раз редактировалось: Lupus (Ср Ноя 04, 2015 17:09), всего редактировалось 1 раз
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Pova
Модератор
Зарегистрирован: 10.07.2007
Сообщения: 1798 Благодарности: 15
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Lupus
RadioAdmin
Зарегистрирован: 10.07.2007
Сообщения: 4337 Благодарности: 100
Откуда: Minsk, Belarus
|
Добавлено: Ср Ноя 04, 2015 18:23 Заголовок сообщения: |
|
|
Это да, всё определяется тем, какой объём гелия запустить на старте. Чем меньше, тем выше поднимется зонд, но тем меньшую нагрузку и медленнее он будет поднимать. Если перекачать шарик, то он лопнет на любой нужной нам высоте.
_________________
_________________________________________________
"Вит, cкоро Геминиды!" (с) Pova
"Познавший себя -- собственный палач." (с) Ф. Ницше
"Просто я живу на улице Ленина
И меня зарубает время от вре-ме-ни..." (с) Ф. Чистяков
|
|
Вернуться к началу |
|
|
risc-gsu
ЛА
Зарегистрирован: 21.10.2010
Сообщения: 405 Благодарности: 122
|
Добавлено: Ср Ноя 04, 2015 20:53 Заголовок сообщения: |
|
|
Pova писал(а): | Deimos писал(а): | Риск в том, что улететь может далеко. |
Так это не риск, это цель). Имхо, километров 200-300 на восток было бы оптимально.
|
Главное чтоб не на запад или север или юг на 300 км...Ибо проблем тогда было бы побольше.
_________________ К сверхчеловеку лежит сердце мое.
Самоделка на базе МТО-1000, бшр 80/800, ньютон 90/900, мп 20х60, бпц 10х50, Canon 300d, Canon 550d
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Andrey Prokopovich
ЛА
Зарегистрирован: 29.11.2007
Сообщения: 3423 Благодарности: 209
|
Добавлено: Ср Ноя 04, 2015 21:36 Заголовок сообщения: |
|
|
Парадокс, да.
_________________ ©Но что-то, кажется, идет не так...
|
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
|