 |
Форум @ BelAstro.Net Форум белорусской любительской астрономической сети
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
Добавлено: Вт Мар 25, 2025 11:40 Заголовок сообщения: Обсерватория с откатной крышей |
|
|
Если вдруг кому-то интересно - буду здесь рассказывать о процессе переделки сарая в удалённо управляемую полуавтоматическую обсерваторию, в пока ещё серой зоне.
За основу взят кирпичная хозпостройка, в качестве опоры для откатывания крыши - прилегающая к ней постройка.
Изначально это выглядело вот так. Stay tuned
_________________ Руслан
flickr
www.visual.belastro.net
Поблагодарили(12): Serhei, Kostyan, Alexander, AMIF, Shooter, DzmitryK, Женик, chimaera, petrovicch, Pavel3001, astroivan, Слава |
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
nik-prizrakk2008
ЛА
Зарегистрирован: 20.09.2019
Сообщения: 136 Благодарности: 15
Откуда: Беларусь
|
Добавлено: Вт Мар 25, 2025 22:52 Заголовок сообщения: |
|
|
В смысле вдруг? Интересно конечно. Я думаю мне с сараем мучаться или делать из силикатных блоков отдельное здание?
_________________ Обозреватель Вселенной.
@Astromoz
Поблагодарили(1): Sidewinder |
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
Добавлено: Ср Мар 26, 2025 15:48 Заголовок сообщения: |
|
|
Спасибо за интерес
Поиски решения я начинал с Pinterest, и он день за днём подкидывал мне разные идеи. Общение с нейросетями ни к чему не привело, нету в них пока творческого мышления.
Но пинтерест однажды предложил мне вот такой вариант. Мне достаточно было посмотреть первую минуту, чтобы понять, что это то - что нужно, достаточно просто, без излишеств, и это можно адаптировать под имеющиеся у меня строения.
Сначала нужно было произвести примерку - поставить телескоп внутрь и посмотреть, что примерно будет ему доступно. Было принято решение разобрать крышу сначала у левой части сарая, которая с деревянными стенами, и уже потом разбирать крышу у кирпичного помещения. Заодно потренироваться в первых шагах реконструкции.
Инструменты: монтировка, молоток, лестница. Гвозди, которыми прибит шифер, достаточно просто извлекаются из досок. Сами доски были ещё достаточно прочными, чтобы выдержать мой вес.
Но в тот момент было трудно представить, как вообще будет ездить крыша, изнутри всё выглядело страшно. Но когда крыша была снята, всё оказалось несколько проще.
По результатам примерки узнал следующее:
- полярная звезда доступна, поэтому её будет выставить относительно просто.
- восток, юг, запад - доступны так же, как и за пределами строения, если монтировку поднять повыше и парковать телескоп по горизонту.
- захотелось колонну, чтобы труба не упиралась в треногу в неожиданный момент.
_________________ Руслан
flickr
www.visual.belastro.net
Поблагодарили(2): nik-prizrakk2008, astroivan |
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
Добавлено: Ср Мар 26, 2025 16:26 Заголовок сообщения: |
|
|
Следующий этап - демонтаж крыши кирпичного строения.
Пишу в формате "один пост - один день работы". А работа велась по выходным, когда мне удавалось приехать к себе в деревню.
Предварительно были измерены габариты, после чего были закуплены первые детали для построения прототипа - профиль для гипсокартона 50х27 в качестве направляющих для колёс, колёса для грузовых тележек, саморезы.
Цель прототипа - убедиться, что идея с откатной крышей сработает, и есть смысл двигаться дальше.
_________________ Руслан
flickr
www.visual.belastro.net
Поблагодарили(1): astroivan |
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
Добавлено: Ср Мар 26, 2025 16:30 Заголовок сообщения: |
|
|
Первый день зимы - установка направляющих. В качесте платформы - старые доски, которые я нашёл там же в сарае.
Вы могли заметить, что кирпичей на стенах стало чуть меньше. Убрал лишние. Кирпичи аккуратно снимаются теми же монтировкой и молотком, и даже остаются целыми.
_________________ Руслан
flickr
www.visual.belastro.net
Поблагодарили(1): astroivan |
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
Добавлено: Ср Мар 26, 2025 16:43 Заголовок сообщения: |
|
|
Две недели спустя приступил к сборке прототипа. В качестве деталей - старые строительные брусья, шифер, который снял с "оригинала", ранее закупленные колёса 4 шт - по 2 на сторону (в последствии их будет по 4 на сторону), крепёж для кровли, саморезы.
К брусьям прикручены колёса - два бруса также являются продольным элементом крыши, а поперёк к ним прибиты доски для укладывания шифера.
_________________ Руслан
flickr
www.visual.belastro.net
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
Добавлено: Ср Мар 26, 2025 16:52 Заголовок сообщения: |
|
|
Следующий день. Было замечено, что несущие доски с направляющими прогибаются под весом конструкции, поэтому для их большей устойчивости поставил два деревянных столба из тех что были в наличии и прикрутил их уголками.
Также стало очевидно, что кровля большого примыкающего сарая мешает - крыша не сможет ездить. Надев защитные очки и респиратор - спилил лишнее, электрической цепной пилой спилил часть досок, которые так же мешали. Потом понял что спилил чуть больше, чем хотел, поэтому часть укороченного шифера установил обратно.
Кровля была смонтирована успешно, и крыша передвигается влево-вправо, пусть и с усилием, но она никуда не падает, а направляющие выставлены в достаточной степени параллельно друг другу, чтобы колёса с них не выскочили.
Если бы я жил в деревне - я бы так это всё и оставил - телескоп стоял бы под откатной крышей, а я бы выходил, отодвигал крышу и запускал съёмку. Но поскольку это не так - приступил к планированию сооружения автоматической крыши.
Бюджет прототипа - 100 рублей, не считая денег на дорогу туда-обратно.
https://youtu.be/DQJohokGpbE
_________________ Руслан
flickr
www.visual.belastro.net
Поблагодарили(1): Alexander |
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
Добавлено: Ср Мар 26, 2025 17:01 Заголовок сообщения: |
|
|
И пару шуток(?): RTX OFF/ON и Ожидание/Реальность
_________________ Руслан
flickr
www.visual.belastro.net
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
Добавлено: Ср Мар 26, 2025 17:18 Заголовок сообщения: |
|
|
В качестве привода откатной крыши был выбран привод для откатных ворот с нагрузкой 600 кг, магнитными концевиками в комплекте и полностью удалённым управлением через мобильное приложение - готовое решение из коробки. Можно управлять также и пультом, если ты рядом. Такие приводы сейчас продаются на маркетплейсах, но спокойнее было его купить в одном из магазинов, который продаёт ворота и комплектующие к ним, на всякий гарантийный случай. Понимаю, что это не совсем целевое использование устройства, но нужно было обезопасить себя от того, что посылка придёт поломанной.
Привод был испытан дома, привязан к мобильному приложению умного дома, и включался-выключался "удалённо" - мотор подключился к домашнему wi-fi, а телефон - к мобильной сети, таким образом воспроизвелась ситуация, будто бы я далеко от мотора, и могу им управлять. Мотор обошёлся в 600 рублей. Заявлена работа в температурах от -40 до +60.
В отличие от привода из видео, которое я прикреплял ко второму посту в этой теме, сейчас уже не нужно отдельно покупать платы Ардуино и что-то самому паять и программировать, всё готово с завода, поэтому благодаря производителям оборудования для заборов сооружение обсерватории стало доступнее.
https://youtu.be/Wou9RoEbLJA
В качестве материала для каркаса для крыши были выбраны стальные профильные трубы 40х20х1.5 мм и 20х20х1.5 мм, кровля - профнастил + дополнительный слой гидроизоляции. В нагрузку - простой сварочный аппарат, работающий с порошковой проволокой, и освоение сварочного дела. Так появляется новое хобби. Об этом - в следующей серии
_________________ Руслан
flickr
www.visual.belastro.net
Поблагодарили(4): Shooter, Alexander, chimaera, Andrey Prokopovich |
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
risc-gsu
ЛА
 Зарегистрирован: 21.10.2010
Сообщения: 413 Благодарности: 124
|
Добавлено: Чт Мар 27, 2025 10:08 Заголовок сообщения: |
|
|
Один вопрос. Может не самый очевидный. Полярная звезда видна, хорошо, а как насчет преимущественного направления ветра? Я к чему может получиться так, что тепловые потоки от дома будет сдувать на "астропристройку".Понятное дело, что бралось все уже готовое, ну то есть не будешь сносить пристройку и возводить в другом, где ветра более правильно будут обдувать.
Далее, сток воды с крыши дома на пристройку. Надо подумать. Ну и снег. Пока его никто не отменял зимой. Установить снеговой барьер поверх шифера. Не самое популярное решение скажу вам, но возможное. Надо будет только саморезы искать длинные(коньковых на 70мм не хватит), ну и найти где проходит обрешетка под шифером, чтоб вкрутить. А так проект интересный удачи, будем следить за продвижением.
_________________ К сверхчеловеку лежит сердце мое.
Самоделка на базе МТО-1000, бшр 80/800, мшр 60/600, ньютон 90/900, мп 20х60, бпц 10х50, Canon 300d, Canon 550d
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
Добавлено: Чт Мар 27, 2025 10:22 Заголовок сообщения: |
|
|
risc-gsu писал(а): | может получиться так, что тепловые потоки от дома будет сдувать на "астропристройку" |
То, к чему была пристройка, раньше было хлевом, это тоже хозпостройка. Сам дом находится в 20 м от строящейся обсерватории, и постоянно там тоже никто не живёт. Так что отопление не побеспокоит.
risc-gsu писал(а): | Далее, сток воды с крыши дома на пристройку. |
Кровля получилась ровненько под козырьком шифера, об этом будет далее.
risc-gsu писал(а): | Ну и снег. Пока его никто не отменял зимой. Установить снеговой барьер поверх шифера. |
Да, это интересная задача, надо бы сделать чтобы снег не упал внутрь при открытии крыши. Ещё один вызов, связанный со снегом - защитить от него "рельсы", потому что если направляющие будут набиты снегом - колёса не проедут.
_________________ Руслан
flickr
www.visual.belastro.net
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
risc-gsu
ЛА
 Зарегистрирован: 21.10.2010
Сообщения: 413 Благодарности: 124
|
Добавлено: Чт Мар 27, 2025 10:28 Заголовок сообщения: |
|
|
Так с рельсами проще, поставить типа скребки перед роликами. Типа сдвигаешь и скребки снимают снег при движении крыши
_________________ К сверхчеловеку лежит сердце мое.
Самоделка на базе МТО-1000, бшр 80/800, мшр 60/600, ньютон 90/900, мп 20х60, бпц 10х50, Canon 300d, Canon 550d
Поблагодарили(1): Sidewinder |
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
risc-gsu
ЛА
 Зарегистрирован: 21.10.2010
Сообщения: 413 Благодарности: 124
|
Добавлено: Чт Мар 27, 2025 10:30 Заголовок сообщения: |
|
|
Еще лучший вариант, обратный. Ролики неподвтжны, а по ним ездит проф труба, разрезом книзу.
_________________ К сверхчеловеку лежит сердце мое.
Самоделка на базе МТО-1000, бшр 80/800, мшр 60/600, ньютон 90/900, мп 20х60, бпц 10х50, Canon 300d, Canon 550d
Поблагодарили(1): Sidewinder |
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
Добавлено: Чт Мар 27, 2025 10:35 Заголовок сообщения: |
|
|
Прошло 2 месяца. Была закуплена кровля в виде готовых листов профнастила 1.5 м, с незначительными дефектами, поэтому 15 м2 обошлись в 150 руб, + кровельные саморезы по металлу; зубчатая рейка с приварными бобышками - 4 х 1 м, ~100 руб
Профильные трубы 40х20х1.5 6м х 6 шт - ~ 160 руб. Мало кто хочет везти всё это так далеко за адекватные деньги, поэтому доставка была своими силами.
Погода в конце февраля была интересная - днём +5, ночью -18. Особая деревенская атмосфера и беседы у "камина", т.е. печки, тепло и уют. Приехали к обеду, и пока было светло - демонтировал ранее собранный "прототип" - крышу из шифера на деревянных брусьях, и знакомился со сварочным аппаратом.
Аппарат - Edon Expo MIG 185. Что означает максимальную заявленную силу тока 185 А. Конечно, он не выдаст 185, но нам и не нужно, тонкий металл варится на минимальном токе - 50-70А. Обошёлся в 300 руб. Работает с порошковой проволокой (Flux Core) и электродами (MMA). Отличное решение, если нужно собирать металлические конструкции на улице, особенно для новичков, т.к. намного легче начать варить полуавтоматом с любой проволокой, чем электродами. Но "классические" полуавтоматы, к которым необходимо иметь баллон с углекислым газом, плохо подходят для работы на улице, т.к. ветер легко сдувает углекислый газ во время сварки, и они обычно в несколько раз дороже, и более громоздкие, что неудобно для строительных работ.
Было страшно, что не справлюсь, особенно с привариванием зубчатой рейки, т.к. там нужна максимальная точность. Резал небольшие куски трубы и приваривал друг к другу. Опыта сварки до этого не было, но было просмотрено много видео на Youtube. Лучший канал, по которому я учился - "100 ампер". После видео с этого канала было не так страшно, как если бы вообще ничего не смотрел.
_________________ Руслан
flickr
www.visual.belastro.net
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
Добавлено: Чт Мар 27, 2025 11:09 Заголовок сообщения: |
|
|
На следующий день приступил к сборке металлического каркаса. 3 трубы отрезал по 3.5 м, 2 трубы - по 3.2 м.
2 трубы будут на колёсах, третья - ровно посередине между ними - будет нести зубчатую рейку.
Сначала нужно было присоединить колёса к трубам. Поскольку трубы для большей прочности на изгиб ставятся узкой стороной вниз, это была та ещё задачка, т.к. у колёс широкая платформа и прикручивать их не к чему. Поэтому были куплены монтажные пластины с отверстиями. Я изначально думал просверлить отверстия в трубе и прикрутить их, но потом понял что теперь ведь у меня есть сварочный аппарат, и ничего крутить не нужно. Пластины были приварены к трубам, а колёса прикручены к пластинам.
Трубы с колёсами были поставлены в "рельсы", выставлены по уровню, затем к ним были приварены 2 поперечные трубы. Без помощника здесь трудно было бы, помогал отец. Нужно было одновременно держать трубу с колёсами по уровню, а привариваемую трубу - под правильным наклоном. Конечно, потом трубы немного повело, колёса получились с небольшим (но одинаковым) перекосом, но потом они были выровнены - конструкция допускает юстировку колёс Об этом расскажу позже.
Далее было самое страшное - приваривание крепежа зубчатой рейки. Первое, что испугало, ещё при покупке мотора - что этот крепёж предназначен именно для приваривания, но в инструкции это писалось с такой простотой и лёгкостью, как будто это раз-два и готово. Вызов принят.
Все 4 рейки были прикручены к крепежу и прижаты струбциной к трубе. Поскольку длина трубы 3.5 м, а рейки у меня 4 м, был отпилен лишний кусок рейки, и он был очень кстати - для стыковки реек между собой, чтобы выдержать правильный интервал между зубьями - кусок рейки прикладывался зубьями к зубьям с обратной стороны, и таким образом выставлялся правильный интервал.
Бобышки были обведены маркером на трубе, затем делались сварочные прихватки, чтобы зафиксировать бобышки на трубе, затем обваривались по кругу. Получилось. Спустя месяц ничего не отвалилось:)
Далее была ещё одна интересная задача - ровно приварить трубу посередине, чтобы она была параллельно двум другим. Здесь понимаешь, что прототип из дерева и шифера был собран не зря, потому что на этапе сборки прототипа были правильно выставлены направляющие, параллельно друг другу с небольшой допустимой погрешностью. А теперь в эти направляющие были установлены металлические трубы. И это помогло параллельно приварить трубу с зубчатой рейкой.
День подходил к концу, нужно было возвращаться в Минск. Кровлю было прикручивать некогда, поэтому она была прижата кирпичами и доской. Потом прошёлся ураган и все листы благополучно сдуло. Но сдуло не куда-то в неизвестность, а прямо внутрь постройки, ничего не пропало, листы получили минимальные повреждения, а т.к. они уже были уценённые, то повода для переживаний не было.
_________________ Руслан
flickr
www.visual.belastro.net
Поблагодарили(1): DzmitryK |
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
Добавлено: Чт Мар 27, 2025 11:14 Заголовок сообщения: |
|
|
risc-gsu писал(а): | Еще лучший вариант, обратный. Ролики неподвтжны, а по ним ездит проф труба, разрезом книзу. |
Тут бы подошла не труба, а швеллер, но если это швеллер на всю длину, то нужно подумать, как ему не упасть при откатывании. Или использовать ролики для ворот и готовую трубу с вырезом для них, но цена такого решения в 5-10 раз выше.
И доставить 6-метровый швеллер сложнее, тут моя крыша на машине не справится, а 6-метровые прицепы уже не подходят под категорию B, надо получать хотя-бы категорию BE.
_________________ Руслан
flickr
www.visual.belastro.net
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
Добавлено: Чт Мар 27, 2025 11:31 Заголовок сообщения: |
|
|
Забыл добавить, что дополнительно в направляющий профиль было установлено по 1 уголку 25x25x4 на всю длину 6м, в качестве ограничителя хода колёс. Теперь точно рельсы.
Теперь в ходе своего рассказа я подобрался к текущему времени - прошлым выходным. Докупил 2 6-метровые трубы 20х20х1.5, чтобы сделать подобие обрешётки для кровли. Прямо на металлобазе мне их разрезали по 1.5 м, чтобы всё поместилось в багажник - получилось 8 отрезков. А мне нужно 12, но т.к. освоение нового хобби теперь идёт полным ходом - меня не пугает сварить 1 трубу из двух, что и было сделано для оставшихся 4 перекладин.
Первым делом было осмотрено место проишествия. Не так страшно, как я ожидал. Главное - листы не унесло прочь, все они были на месте.
В этот день были нарезаны и приварены трубы 40х20х1.5 перпендикулярно трубам с колёсами для общего усиления конструкции. Варил один, для удерживания труб использовал магниты для сварочных работ, которые "заменяют помощника" (не рекомендую, не соответствуют заявленному весу удержания 4 кг, потратил на них много времени). Из-за этого работы затянулись. На следующий день использовал несколько иной метод крепления свариваемых элементов.
_________________ Руслан
flickr
www.visual.belastro.net
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Sidewinder
Модератор
 Зарегистрирован: 29.04.2009
Сообщения: 3320 Благодарности: 207
Откуда: Вёска Копішча, Беларусь
|
Добавлено: Чт Мар 27, 2025 11:45 Заголовок сообщения: |
|
|
Следующий день - приварил трубы 40х20, немного свисающие над стеной, чтобы был запас для монтажа кровли, нарезал трубы 20х20 и приварил к каркасу. Поскольку вчерашний день я промучался с магнитами, поперечные трубы получились не идеально ровно, но это ничего. Трубы 20х20 были нарезаны индивидуально под имеющиеся расстояния между поперечными элементами.
Для крепления свариваемых элементов использовал длинный отрезок трубы, который остался после сборки - 4 м. Размещал его над местом, где планировалась сварка, зажимал струбцинами, а к нему другими струбцинами прижимал кусок привариваемой трубы. Получилось намного удобнее и в итоге ровнее, и общая скорость сборки увеличилась.
В некоторых местах были зазоры между свариваемыми поверхностями, усложняющие сварку. На помощь приходили гвозди - в качестве заполнителя зазоров - они легко плавятся и становятся единым целым с остальным металлом.
Немного о юстировке колёс. Конструкция получилась легко разборной, благодаря чему углы колёс были выровнены шайбами, и теперь они стоят перпендикулярно земле.
Следом была произведена окраска царапин на профнастиле и окраска труб. Использовалась краска "прямо по ржавчине", растворитель и электрокраскопульт. Очень удобный инструмент, не нужен компрессор, работает от розетки. 10 минут - и всё окрашено, и литр краски ушёл.
Когда каркас был собран и окрашен - осталось дело за малым - монтаж кровли. Сначала был накатан рулон гидроизоляции - последний барьер на пути влаги в случае пробоин в крыше (мало ли, метеорит упадёт, и это не шутка), и один за одним прикручены листы профнастила. Для монтажа естественно пришлось взбираться на крышу - и она меня выдержала, ура:) Но перемещаться по тонким листам жести намного сложнее, чем по шиферу, и тут я подумал - а может стоило из шифера всё сделать Если наступаешь не туда - сразу небольшая вмятина, поэтому передвигаться нужно аккуратно на четвереньках.
С помощью шуруповёрта и кровельных саморезов все листы были прикручены неспеша за 1 час. Теперь не сдует.
На данный момент я рассказал обо всём, что было сделано. Осталось сделать следующее:
- Смонтировать и подключить привод крыши
- Протянуть от дома ethernet кабель, установить сетевой коммутатор и раздачу wi-fi
- Установить телескоп. Кажется, осталось совсем немного, а возможно приключения только начинаются.
_________________ Руслан
flickr
www.visual.belastro.net
Поблагодарили(5): Alexander, Shooter, DzmitryK, Pavel3001, astroivan |
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
nik-prizrakk2008
ЛА
Зарегистрирован: 20.09.2019
Сообщения: 136 Благодарности: 15
Откуда: Беларусь
|
Добавлено: Чт Мар 27, 2025 13:46 Заголовок сообщения: |
|
|
Благодарю, позже вдумчиво почитаю)
_________________ Обозреватель Вселенной.
@Astromoz
Поблагодарили(1): Sidewinder |
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы
|
|